Александр Калягин рассказал уральцам об отношении к роли ленина и первых мыслях об актерской профессии

В Свердловской области состоялись гастроли народного артиста РСФСР Александра Калягина.

Двухдневные гастроли прошли в частном универсальном театре «Театрум» в Верхней Пышме. В первый день артисты представили спектакль «Лица», который долгое время с успехом идет в московском театре «Et Cetera». Во второй день Александр Калягин встретился с уральской публикой. Читайте самые интересные фрагменты творческой встречи.

О Верхней Пышме

В помню, как оказался в Верхней Пышме лет 40 назад, у нас тогда проходили творческие вечера, нужно было деньги заработать, зарплаты не хватало. Мы приехали в эту Пышму, все сыграли, и от нее у меня осталось только название – Верхняя Пышма. Ну, деревня как деревня, домики как домики. То, что я сейчас увидел – потрясает и восхищает. Уважение к людям, которые это делали, сделали и знаю, что еще будут делать – вчера мне показали строящийся театр. С виду просто Венская опера, потрясающе.

О театральной жизни на Урале

Вам прибедняться или быть очень скромными не стоит, у вас бурная театральная жизнь. У вас все это поставлено на широкую ногу, хорошо, со вкусом. Хороший оперный театр, музыкальный театр, драматический. Никогда не было никаких жалоб, только интерес. Московский государственный театр или любая антреприза мечтают приехать в Екатеринбург. Я думаю, вы должны радоваться этому.

О «Театруме»

С моей точки зрения, театр – это не трибуны, которые поднимаются, как во дворце спорта. Театр – это какой-то другой уют, другие краски. Здесь прекрасная экспериментальная театральная площадка. Но до театра, мне кажется, надо еще подрасти. И потом, театр – это всегда репертуар, это актеры. Это зритель, который идет не только на название пьесы, но и на своего актера – любопытно, что он еще может нового сделать. И этот театр может воспитать таких актеров.

О роли Ленина в спектакле МХАТ «Так, победим!»

Когда Ефремов попросил ознакомиться с пьесой, она мне сразу не понравилась. Я сказал об этом и Ефремову, и такому прекрасному режиссеру, как Роза Абрамовна Сирота. Чтобы вы поняли – пьеса 82 страницы, листы А4. Примерно 75 страниц – это документы, письма, заседания Совнаркома, переписки совнаркомовцев, выступления Ленина и тому подобное. Через такой абсолютно документальный материал сделать живого человека очень и очень сложно. Михаил Шатров написал пьесу о последних днях Ленина, когда он был уже парализован, не мог ничего сказать, но голова-то работала. И в это время за два дня до смерти он проживает самые тяжелые моменты своей жизни. Как вспышка сознания – вот такая была роль. Это предательство Сталина, отношения с Троцким, Брестский мир – самые кульминационные моменты, когда страна была на грани в ту или другую сторону. Я сказал Ефремову, что вряд ли смогу. Он пожал плечами: «Саня, начни работать с Розой Абрамовной. Не получится – так не получится. Но если получится, я будут рад, мне нужно, чтобы ты сыграл».

Мы начали репетировать. За это время я прошел весь курс истории страны. У нас все репетиционное помещение было усеяно фотографиями совнаркомовцев, жен, любовниц совнаркомовцев, документами Ленина, Сталина. Роза Абрамовна шла от обратного. Отказались сразу от всех «жилетных поз», и я даже почти не картавил. Короче говоря, спектакль мы сыграли, его тут же закрыли, и около года за него шла борьба. Надо знать Ефремова, его друзей, как он пробивал спектакль. Я присутствовал, когда он кричал на Зимянина – члена политбюро, секретаря по идеологии. Потом спектакль шел восемь лет на аншлагах.

Я рад, что сыграл Ленина. Я знаю, что он сделал, знаю, что мы можем и гордиться, и ругать его, но это история. Мы должны знать свою историю, она бывает разной.

Фото: спектакль «Лица»

О согласовании ролей

Когда Ефремов распределил роли в «Так, победим!», было написано: Ленин – Калягин. А вы понимаете, что значит Ленин – пьеса проходит Институт марксизма-ленинизма, идеологический отдел ЦК партии и так далее. И все бумаги с распределением ролей посылались в Министерство культуры СССР. Демичев был тогда министром культуры, он сказал Ефремову, что категорически против, потому что тетка не может играть роль Ленина.

О детстве

У меня детство было – я один у мамы. Мама была завкафедрой французского языка в Московском педагогическом институте имени Крупской. У нее были частные уроки, приходили к нам студенты, она ездила в институт. У меня была масса свободного времени. Понимаете, что значит мальчика оставить одного? Я школу пропускал. А пропускал только потому, что получил двойку на втором уроке, и мне было стыдно смотреть ребятам в глаза. Я уходил из школы, а портфель оставался в столе. И мама после института приезжала к школе, звонила уборщице, и та выносила мой портфель.

О первых мыслях об актерской профессии

На всех нас, и на актера тем более, влияет детство. Это кладезь. То, что ты видел, должно лечь на твою душу, твои нервы, на твое восприятие, на твои глаза, твою башку, маленькую еще. Было ли это вечером, днем, весной – все играет роль. В семь лет я увидел Чаплина. Это было в пионерлагере. Когда всех детей погнали спать, а вожатым начали показывать Чаплина, что-то меня заставило спрятаться под столом. Впереди сидели пионервожатые, парень и девчонка, и сквозь их болтающиеся ноги я смотрел Чаплина. Они выясняли отношения, болтали ногами. И после этого я понимаю, что такое случай, поэтому всегда говорю: у меня интуиция более развита, чем многие другие качества.

О книгах

По-настоящему я влюбился в книгу, когда мне было 17 лет. Видимо, было пора что-то осознавать, я начал читать Бальзака. Тоже крыша поехала. Мама не заставляла читать, то есть она читала и просила, чтобы я прочитал. А потом я уже глотал книги.

О роли, которую очень хотелось, но не получалось сыграть

Есть такая роль, но я ее все-таки сыграл. Пять лет назад режиссер Роберт Стуруа спросил: что ты хочешь? Я говорю: «Роберт, сейчас я ничего не хочу, у меня такое ощущение, что я уже много сыграл. Когда мне было 25–26 лет, я мечтал сыграть Хлестакова. Не довелось, ну и черт с этим». И он говорит: «Давай поставим «Ревизора», а ты будешь Хлестаковым». И поставил. Посмотрите этот спектакль.

Фото: спектакль «Лица»

О театре

Театр – это место, я бы сказал, исповедальное. Если вы смотрите хороший спектакль, вы почти стоите перед кафедрой, и с вами говорят оттуда. Это какое-то внеземное существование, когда мысли перекликаются, когда чувства мешают тебе и сопротивляются тому, что ты видишь. Или, наоборот, когда ты согласен с тем, что видишь. Это диалог людей абсолютно беззащитных и очень неравнодушных – вот, что с моей точки зрения, театр.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, ФОТО: АЛЕКСЕЙ РАГОЗИН

20 ЯНВАРЯ 2024

ГАСТРОЛИТЕАТРТЕАТР ДРАМЫВЕРХНЯЯ ПЫШМА

33 ПОСТАНОВКИ, ЧИТКИ ПЬЕС И «СУП-ТЕАТР» ПОКАЖЕТ КОЛЯДА-ТЕАТР НА ГАСТРОЛЯХ В МОСКВЕ

Традиционные гастроли Коляда-театра в Театральном центре «На Страстном» состоятся с 13 января по 4 февраля 2024 года.

В Москву уральцы везут более 30 спектаклей – многолетние хиты, премьеры, две постановки для детей, а также фирменный «Суп-театр». Гастроли Коляда-театра в столице – долгожданное событие, уже к концу 2023 года порядка 90% билетов на спектакли были распроданы.

«В репертуаре театра есть «черный хлеб и сладкие булочки», то есть, спектакли, которые «кормят» театр и есть спектакли, в которых театр пытается найти новый театральный язык. В этот раз в гастрольной афише спектакли, которые много лет в репертуаре театра и не раз были показаны в Москве, но неизменно вызывают интерес у зрителей», – рассказывает Николай Коляда.

В Москву привезут и премьеры 2023 года – «Бесприданница», «Ночь игуаны», «Стеклянный зверинец», «Бесконечное окно», «А(Й)ДОЛ». Дважды покажут фирменный проект «Суп-театр», включающий встречу с Николаем Колядой, угощение супом и спектакль-капустник. Артисты сыграют премьеру – сказку Николая Коляды для взрослых «Медведь и Маша, Мартышка и Гусь» (18+). Также состоится читка пьес уральских драматургов.

Для детей в гастрольном репертуаре обновленный в 2023 году спектакль «Карлсон вернулся!» (3+) и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» для зрителей старше 12 лет. Полная программа гастролей Коляда-театра в Москве на сайте Театрального центра «На Страстном».

Во время гастролей запланирована творческая встреча с Николаем Колядой – в Российской государственной библиотеке искусств 26 января драматург представит свой новый сборник прозы «Ты не печалься».

Ранее мы рассказывали о предстоящих гастролях в Белгородской и Курской областях Новоуральского театра музыки, драмы и комедии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, ФОТО: ГЛЕБ МАХНЁВ